5 Стихий и Страх. Природа страха с точки зрения цигун | Feng Shui Crazy Journey

Пять Стихий и Страх. Часть 2

Продолжение интервью с практиком цигун Евгением Тертычным
Владимир Захаров: Когда вы делаете базовое упражнение цигун “Большое дерево”, то Ци накапливается в нижнем Дан-тянь, то есть на уровне пупка, так?

Евгений Тертычный: “Большое дерево” бывает трех видов – для трех ступеней цигун: для первого Дан-тянь, для второго Дан-тянь и для третьего. Но на всех трёх уровнях в трёх Дан-тянях работает Ци. Просто актуализируется нижний Дан-тянь с помощью Ци, потом усиливаются средний и верхний. Говорить о том, что в “Большом дереве” по первой ступени набирается Цзинь, по второй энергия Ци, а по третьей Шень – это противоречит природе Ци, это не корректно. Ци везде работает – это инструмент, и мы им пользуемся. Другое дело, на какие процессы идет акцент при том или ином упражнении.

В. З.: А каким одним словом можно объединить все эти три типа — Цзинь, Ци и Шень?

Е. Т.: Одним словом? Три сокровища, но это уже два слова. А одним словом — это наш РЕСУРС определенный.

В. З.: Некорректно слово Ци использовать?

Е. Т.: Корректно, как философское определение, как некоторое явление, так как все сделано из чего-то одного, из пустоты, допустим. Есть некая классификация, которая имеет под собой основание, потому что человек в трех природах существует. Для каждой из этих природ у него есть соответствующая часть организма, часть тела – мы же приматы и живем в биологическом мире. Питание для наших процессов — я имею в виду Цзинь — обладает характеристиками, которые соответствуют нашим ритмам.

В. З.: Но пять элементов, как ты говорил в предыдущей беседе, проявляются на уровне Ци, то есть на уровне среднего Дан-тянь, чувствилища.

Е. Т.: Они рассматриваются вместе со средним Дан-тянем на второй ступени. Пять элементов или пять движений присутствуют в физическом теле, соотносятся с определенными органами, а вот проявляются, в основном, цветом. Для системы, работающей в человеке, в данном контексте значимей свечение органа, нежели сам орган, и отвечает за это именно Ци с определенным цветом, или светом. Мочеполовая система, например, черная — это и есть то, о чем мы говорили. Но это следствие, так как то, что сверху, управляет тем, что снизу, и поэтому акцент делается на энергию, на Ци.

В. З.: Можно задать немножко дилетантский вопрос: когда мы говорим о Ци, например, при проблемах с почками, со страхами, это тип Ци нижнего Дан-тянь, на уровне пупка, или уже разогнанный, трансформированный в среднем Дан-тянь, на уровне сердца?

Е. Т.: Это именно цвет, он относится к среднему Дан-тянь – так называемая психоэнергетика, если использовать другие термины.

В. З.: Это именно Ци?

Е. Т.: Да, ее цвет или свет определяет качество органа, качество мяса, если просто говорить, того, что называют плотью. То, что у нас называется Ци, в другой традиции – плоть, отличается свечением клеток, его интенсивностью и качеством.

В. З.: Все-таки вернемся к тому, о чем мы говорили. Если есть у человека страх, есть препятствие, есть проблема, которая, в конце концов, ведет к истощению Ци почек, преждевременной смерти, невозможности социальной реализации – потому, что он всего боится – это нужно как-то лечить, правильно? В частности, можно лечить методами цигун, можно лечить, в какой-то степени, методами фэншуй, используя внешнюю Ци. Мы здесь говорим, так или иначе, о психоэнергетике. Базовое упражнение цигун — “Большое дерево”. Понятно, что в нем вся тайна человека задействована. Начинается оно так: руки держат внизу, возле нижнего Дан-тянь. Отсюда такой вопрос: если все-таки мы используем сердечную Ци, Ци чувствилища, Ци среднего Дан-тянь, то для чего все начинается снизу, где, по представлениям многих людей живет витальная Ци, Ци мяса?

Е. Т.: Дело в том, что ты имеешь в виду страхи социальные. В этом случае больше проявляется селезенка. Страхи есть у каждого органа, но в данной ситуации – социальная робость, ближе всего к селезенке.

В. З.: Тогда да, селезенка – при страхах социальных, когда боишься, например, что начальник уволит.

Е. Т.: Давай, я про “Большое дерево” закончу. Дело в том, что основная цель этого упражнения (таких упражнений у нас очень мало, потому что они системные и универсальные) — не в том, чтобы включить голову. Главное — это некоторое состояние, при котором происходят определенные процессы, связанные со всем телом, даже не с телом, а со всем человеком. В частности, с костями и, конечно, с сухожилиями — они играют значимую роль. Когда человек стоит неподвижно, то не столько мышцы, сколько сухожилия задействованы. И это очень важно, потому что у них много полезных свойств, которые не используются. Да и кости, конечно же, скелет в целом — штука уникальная. Но, повторюсь, главное – это состояние, то, о чем сразу с первого дня говорят, — это состояние цигун, при котором с телом происходит очень много интересного, сразу со всем. И здесь акцент на животе, на нижнем Дан-тяне, не совсем уместен. Если говорить про живот, то следует говорить об упражнении Ян-Ци или пестовании Ци, его рафинировании – тогда акцент на нижнем Дан-тяне.

В. З.: Насколько я помню при “Большом дереве”, мы энергетический шар держим возле нижнего Дан-тянь.

Е. Т.: Шар не держится, просто руки держатся. Шар появляется, когда упражнение заканчивается. Во время упражнения человек должен представить себя большим деревом и, следовательно, раз он себя представляет кем-то или чем-то, значит, он не думает. Если он думает, значит, он себя не представляет — он или видит, или думает. Это очень важно: когда ты видишь, ты не думаешь, а когда ты думаешь, ты не видишь. А видеть – эффективней в десять тысяч раз, чем думать. Ученые так говорят. Хотя есть “Дерево” по первой ступени, по второй и по третьей – и у каждого из них какие-то свои акценты.

В. З.: И все-таки, чем является тип энергии первой ступени, нижнего Дан-тянь, по отношению к типу энергии второй ступени, среднего Дан-тянь?

Е. Т.: Топливом или сырьем. Есть нефтяная аналогия, что в животе — нефть, из нее на втором уровне делается бензин, а на третьем —керосин или спиритус. Мне больше спирт нравится, потому что у слова спиритус два значения, это что-то летучее. Это уже не нефть, уже далеко не нефть. Хотя в основе это все одно и то же. К вопросу о Ци, сопоставимы нефть, бензин и спирт, или эфир.

В. З.: То есть, отличия в степени дифференциации?

Е. Т.: Да, в чистоте продукта и калорийности. На бензине работает автомобиль, а на авиационном керосине — самолет. Понятно, что верхний Дан-тянь требует топлива для тех процессов, которые там происходят. А там происходят процессы, которые обладают, образно говоря, очень высокими скоростями, в отличие от среднего Дан-тяня или нижнего. Например, нижний Дан-тянь — это витальность, такие скорости как пищеварение 24 часа, перемещение тела в пространстве 5 км/ч. Это у нас называется энергией тумана, она вязкая. А Ци среднего чувствилища – свечение, и это уже скорости звука, то есть слуховые реакции, электрические разряды. Разряд идет по нерву со скоростью 120 метров в секунду, то есть скорости очень большие. А на третьем этаже, или чердаке, как я его называю, вообще скорости света, процессы немыслимые, в самом прямом смысле этого слова. Природа света требует сверхскорости, там уже Эйнштейн начинается. И эти Юань-Шэнь и Ян-Шэнь дупликации, феномены панорамного видения имеют отношение к физике, которая выходит за рамки обычного. Естественно, топливо нужно другое. И, конечно же, этого топлива не хватает, потому что все уходит на жизнь, на бензин, на ту же социальную робость, страхи. Собственно, что такое страхи? Страхи — это пределы, форма, граница. Когда человек подходит к границе, он испытывает страх. Страх регулирует его.

В. З.: То есть, с элементом Воды связан физический страх?

Е. Т.: Да, страх.

В. З.: А селезенка, ты упомянул, отвечает за социальные страхи?

Е. Т.: Да. Там он живет. И эта ущербность убивает селезенку — досужее размышление, или зацикленность так называемая. Вот это бу-бу-бу бу-бу-бу в голове.

В. З.: То, что в Бацзы, или в форме китайской астрологии, называется элементом ресурсов, когда человеку постоянно не хватает знаний, ему кажется… Кстати, интересная форма страха — вдруг ты чего то не знаешь и можешь совершить ошибку. Поэтому ты покупаешь очередную книжку, идешь на очередной курс, успев за это время постареть, упустить возможности и все остальное, вместо того, чтобы взять и сделать прямо сейчас…

Е. Т.: Создание запасов, можно сказать, как хомяк. Это и есть селезеночная, Земная проблема. И страхов у нас достаточно. Куда бы мы ни ткнулись, как только мы находим страх — это значит граница. Как эта граница появилась? Это отдельная тема.

В. З.: А как это лечится? Селезенка — это какой элемент?

Е. Т.: Земля. Селезенка, желудок, поджелудочная.

В. З.: И чем это лечится, с точки зрения цигун?

Е. Т.: Разные методы лечения есть: физический, энергетический, информационный.

В. З.: Если говорить на уровне пяти элементов, это какой элемент, или их совокупность?

Е. Т.: Я думаю, что специалист по фэншуй знает, что какой элемент кормит, т.е. родительские отношения между элементами.

В. З.: Понимаешь, мне кажется, что у большинства наших читателей возникает неправильное понимание пяти элементов. Многие люди, наверное, думают, что, если использовать элемент Огня по отношению к Земле, к которой принадлежит селезенка, то и социальная робость, и апатия, и хандра станут еще больше. Мы же питаем селезенку? Но на практике, питание…

Е. Т.: Поддержка, ведь это вставленная функция.

В. З.: Поддержка в виде терапии.

Е. Т.: Нет, гиперфункция или гипофункция органа, когда он вырабатывает слизи больше, чем нужно. Образно говоря, селезенка же с печенью в паре работает, она кровь делает гуще. Слизь – энергетический феномен, и плохо работать, это не значит мало делать, это иногда перерабатывать. В данном случае можно говорить, что суета — слово ключевое для нее, то есть: она увеличилась, она, если говорить метафорами, засуетилась. И если она питается от Огня, это ее успокаивает, но своеобразно. Некоторая вспышка гнева, условно говоря, или установка на активность – успокаивает, так как хандра исчезает.

В. З.: На уровне действий? Потому что в теории мы используем элемент Огонь… И человек может спросить: «Окей, что, себя облить керосином и поджечь?». Так как мы его используем практически?

Е. Т.: Пинок под зад — это хорошая тема. Но опять же, мы сильно упростили все. Хотя иногда и это имеет смысл. Дело в том, что селезенка как орган лечится методами медицины как традиционной, так и нетрадиционной. С точки зрения имидж-медицины (цигун-медицины), смотрят ее связи, “персональные” отношения с печенью, с сердцем. То есть все это не так просто – пять элементов и все. Это целый мир. И надо понимать, что там происходит, какие отношения могут быть испорчены.

В. З.: Тут может получиться, что селезенка лечится «селезеночной логикой». То есть у человека проблема в том, что он не уверен, и пытается получить больше информации. Он тогда покупает книжку по медицине вместо того, чтобы бежать — потому что, когда в человека стреляют из АК-47, и он пытается добежать до забора и перепрыгнуть, как-то у него хандра пропадает. А есть такая тонкая уловка — лечить хандру, оттягивая решение.
На практическом уровне можно ставить какие-то жесткие дедлайны, временные сроки в проектах, и ты просто понимаешь, что ты можешь, конечно, сейчас лениться, но завтра тебя выгонят на улицу и ты будешь жить в картонной коробке.

Е. Т.: Да, надо позвонить начальнику и сказать, что ты уже все сделал. И завтра принесешь)).

В. З.: А на самом деле еще не начинал. Или повесить объявление о каком-то курсе, на который нет еще ни презентации, ни методички. И вот когда ты обнаружишь, что на него записано двадцать иногородних, у тебя как-то лень сразу рассеется.

Е. Т.: Или прочитать «Женитьбу Фигаро» и откупорить бутылочку «Мадам Клико».

В. З.: А как на практическом уровне лечить витальный страх почек, страх элемента Воды?

Е. Т.: В эфире, когда говоришь о таких вещах, слово «лечить», наверное, надо убрать, лучше сказать «компенсировать», потому что лечить — значит, уже знать предмет, знать, о чем идет речь. А в данном случае как «лечить» страх, как ты думаешь?

В. З.: Как?

Е. Т.: Почему иногда применяют фразу: «Дышите глубже, проезжаем Сочи»? Или почему людям стакан воды дают, когда они волнуются, например? Такие подходы говорят о том, что надо, во-первых, отвлечься, во-вторых… что там стабилизирует Воду?

В. З.: Металл.

Е. Т.: Металл — это легкие. Легкие и толстый кишечник. То есть дыхание, спокойствие, успокоение. Можно говорить, что дыхательные практики разгоняют страх. Другое дело, что сами по себе дыхательные практики в профессиональном или в качественном исполнении — это удел подготовленных людей. Я пранаяму имею в виду, да. Но помахать руками, вдох-выдох или элементарные дыхательные упражнения — это то, что нужно. Или перебить дыхание стаканом воды, выпитым залпом. Это могут все.

В. З.: Знаешь, мне нравится метод: когда человек в депрессии, ни в коем случае не нужно из нее выходить. Зачем? Нужно погрузиться в это состояние глубже и, например, очень быстро бежать на двадцатый этаж. И, в какой-то момент, будет очень сложно продолжать в ней оставаться. Зачем же ее лечить? Просто взял и быстро побежал. Также происходит вентиляция легких.

Е. Т.: Да, при сильной встряске система начинает иначе работать, все начинает циркулировать. Человечество давно уже все придумало. Ведь мудрый упрощает — дурак усложняет. Есть элементарные упражнения, тот же изинзин или Тай Цзи, какие-то более простые формы. Конечно цигун, йога качественная.

В. З.: Многие люди думают, что цигун — это что-то из ряда вон, но на самом деле, базовым вещам можно научиться, восстановив свою целостность.

Е. Т.: Цигунов много и они разные. В Чжун Юань Цигун, например, за пять дней человек получает некие навыки и в дальнейшем может сам с собой что-то делать. Это приобретение полезных привычек – вот вся задача. И это не какие-то дальние задачи познания себя с целью трансформации, требующие профессиональной подготовки и не актуальные на первых уровнях обучения – хотя многие говорят именно об этом с целью рекламы. На самом деле все очень просто: гигиена человека, тела, его души и разума – все эти упражнения люди делали тысячелетиями и все проверено, но… их делать надо, вот в чем проблема.

В. З.: А справедливо утверждать, что по сути цигун — это не внешняя привнесенная практика, некоторое наслоение, а это просто возвращение к тому состоянию, которое у человека уже есть, иначе это бы не работало никогда? То есть, это возвращение к себе в каком-то смысле?

Е. Т.: Да, мы просто вспоминаем то, что умеем. Это естественно. Поэтому и рисков никаких нет ни для тела, ни для психики – это все встроено в человека. Все, связанное с саморегуляцией, восстановлением – все есть, только это все забито привычками, которые наведены «купцами», как я называю. Понятно, что лучше таблетки человеку впарить за «недорого», чем дать ему возможность самому что-то для себя сделать. Как продать саморегуляцию? Никак. Здоровые, на самом деле, никому не нужны в этом контексте. Кроме как себе самому, конечно.

В. З.: В социальном контексте и подавно здоровые никому не нужны.

Е. Т.: Я про социальный контекст и говорю. На самом деле все просто. Все очень просто. Просто это надо делать.

В. З.: Для меня ценная фраза прозвучала, что цигун — это искусство состояний. Не набор техник.

Е. Т.: Это моя фраза, я сам придумал. В смысле, научили меня так, я понял это. И могу доказать это многими способами.

В. З.: Хорошо. Ну что, пора на сегодня заканчивать? Спасибо большое!

Е. Т.: Да и тебе спасибо! Навестил.

В. З.: С нами был высококлассный специалист цигун Евгений Тертычный. До свидания!

Читать первую часть статьи ЗДЕСЬ

Понравилась статья? Подпишись на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных, соглашаетесь с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на получение информационных и рекламных материалов от Feng Shui Crazy Journey от Владимира Захарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все комментарии проходят модерацию. Ваш комментарий будет виден после модерации.


4 комментария