Пять Стихий и Страх. Часть 1 | Feng Shui Crazy Journey
Статьи

Пять Стихий и Страх. Часть 1

Интервью с практиком цигун Евгением Тертычным
Владимир Захаров: Привет! Давно мы с тобой не общались. В последний раз, по-моему, по поводу пяти элементов У-син. О чем мы сегодня поговорим? О страхе?

Евгений Тертычный: О страхе? Хорошая тема. Страх, говорят, – бог людей. Сколько времени мы будем говорить – часов десять, наверное?

В. З.: Мне уже страшно… Я имею в виду, в узком контексте. Страх страху рознь. Есть реагирование на ситуацию, когда кто-то тебя атакует ножом, и ты правильно боишься: либо убегаешь, либо сражаешься. А есть другой страх.

Е. Т.: Да, это биохимия – адреналин, гормоны. И я вспомнил, почему ты про У-син говоришь. Потому, что мы там тему страха слегка затронули, не все, конечно, а какую-то часть. Как начало, во всяком случае, потому что классический страх связывают с работой почек, с Водой. Вода выступает как элемент, как некоторый принцип в человеческом организме. В фэншуй это все тоже четко описано. Думаю, не нужно сейчас детализировать – Вода в организме человека делает свою работу. И если что-то не так в ее ведомстве, то субъективно это переживается как страх, то есть известное всем психическое состояние. Ближе всего к такому переживанию инфернальный, или беспричинный, страх. То есть страх, который идет непонятно откуда, и он более сложен для распознавания.

В. З.: Это связано, с точки зрения цигун, с состоянием почек, которые отвечают за элемент Воды.

Е. Т.: Да, и почек, и мочевого пузыря, и мочеполовой системы, и связанных с ней функциях.

В. З.: А надпочечники – это из той же серии?

Е. Т.: Да, страх – это нормальная реакция, нормальное состояние и нормальная эмоция. Без страха мы бы погибли бы, потому что это некоторый сигнал о появлении чего-то нового. Если присмотреться, то любое новое, если это по-настоящему новое, всегда вызывает страх. Не важно, на велосипеде ли Вы едете в первый раз – и Вам страшно, заходите ли, уже будучи директором, в первый раз в кабинет, где собрались все ваши заместители – заходите знакомиться – и Вы тоже будете бояться. Или проходите темную подворотню, где что-то неизвестное – Вам страшно, и это нормально, потому что Вы не знаете, что там может произойти. Вероятность того, что из подворотни Вам вынесут деньги на блюдечке, гораздо ниже вероятности того, что заберут Ваши.

В. З.: Или что Вас оттуда вынесут.

Е. Т.: Да, это природа, поэтому тут всё правильно. Другое дело, что это часто переходит границы.

В. З.: То есть мы можем сказать, что у человека наступает состояние паранойи, он испытывает беспричинный страх?

Е. Т.: Я бы не сказал, что это паранойя, паранойя – это особое состояние и требует отдельного разговора.

В. З.: Ну, окей. Например, сова ухнула или ветка треснула, и человек боится.

Е. Т.: Нет. Это состояние, когда человек ходит с пачкой купюр по дому, боится, что их найдут, перекладывает то в одно место, то в другое, то в третье, и по этому поводу переживает. То есть его тело испытывает некоторое напряжение. Вот это момент ключевой. Это напряжение в теле и беспокойство и есть проявления того, что что-то не так происходит.

В. З.: То есть это какой-то симптом?

Е. Т.: Это некоторый показатель того, что у человека что-то не так с Водой, как с системой, как с принципом.

В. З.: С элементом Воды, со стихией Воды в теле?

Е. Т.: С элементом, да. У-Син – это некий принцип. Если что-то не так, что-то раскачалось, то чего-то стало больше. И больше, чем надо.

В. З.: Окей, чего-то больше, чего-то меньше, а чем это плохо?

Е. Т.: Плохо, когда человек умирает раньше времени.

В. З.: В предварительной беседе ты что-то говорил про пренатальную ци…

Е. Т.: Я думаю, что ее упоминать в данном случае не надо, хотя к почкам она имеет прямое отношение. Тут важен момент баланса, ведь если взять из метафизики методику противоположностей Инь и Ян, то с точки зрения почек или Воды противоположным страху состоянием является… Как думаешь, что страху противоположно, что его уравновешивает?

В. З.: Не уверен, что я так с ходу отвечу.

Е. Т.: Предположим, бесстрашие – это мало страха, и это все равно взгляд с той стороны.

В. З.: Да, страх можно перенаправить в действие или в агрессию, как в единоборствах, когда ты боишься правильным образом, но я не думаю, что это то, о чем ты спрашиваешь.

Е. Т.: Нет, нет. Мы говорим о мышечном тонусе, о кураже,
о подъеме. Это как раз нормально. А действительно противоположны страху доверие и нежность. Эти два слова описывают состояние, которое является другой стороной медали. Ведь человек, который боится, – не доверяет. Человек, который доверяет, – не боится. Это логично. Если подумать, то станет понятно: там, где есть страх, не может быть нежности. И наоборот: там где есть нежность, там нет страха. Причем нежность может быть не только романтическая, но и другая… даже не знаю, какое слово использовать для объяснения…

В. З.: Чуткость?

Е. Т.: Чуткость хорошее слово. Если взять принципы айкидо, то оно наиболее ясно выделяется – любая агрессия исчезает, если с другой  стороны встречает чуткость. И это некоторое состояние… А человек, умеющий эти состояния переключать – входить в них согласно задаче, которую он себе ставит – является мастером цигун.

А цигун – это и есть искусство состояния. В данном случае, можно говорить о страхе и его противоположности. Видимо, если объединить противоположности, то получится какое-то уникальное состояние – любой боец должен одновременно быть и агрессивным, и чувствительным. Он должен и действовать, и не действовать, быть в каком-то промежуточном состоянии, состоянии сбалансированности или равновесия.

Это состояние и будет говорить о том, что элемент, в данном случае Вода, находится в норме. А тренировка такого состояния, как и все упражнения, связанные с внутренним балансом У-Син, призваны уравновесить естественный ход.

В. З.: А если человек боится начинать какое-то новое дело, боится что-то менять в своей жизни, всего боится… Это из этой же серии?

Е. Т.: Важна степень боязни. Если она парализует, то можно говорить об этом. Не факт, что у него какие-то заболевания почек очевидного характера, органического. Но они могут появиться позже. А пока мы говорим об энергиях и о соответствующем им свечении органа: слабом или сильном. У человека, который боится свечение сломанное.

В. З.: В связи с этим возникает интересный вопрос из серии «курица и яйцо». Сначала у человека возникает проблема с элементом Воды в теле, с почками, а потом появляется состояние страха? Или сначала у человека появляется страх, а потом нарушается баланс Воды?

Е. Т.: Думаю, когда как. Трудно ответить на этот вопрос, даже невозможно. Люди в разных средах обитают, получили разное воспитание, у них разные привычки и, в конце концов, даже рацион питания разный. И есть, например, какие-то пищевые предпочтения, которые могут актуализировать процессы, связанные, в частности, с почками. Это очевидно. Поэтому, в каждом отдельном случае, нужно учитывать многообразие всех факторов.

В. З.: Это как-то связано с внешней Водой? Человек живет возле моря, возле озера, во влажном доме, проблема с канализацией. Я фэншуй занимаюсь, и все о своем…

Е. Т.: Это как раз вопрос к мастеру фэншуй. Потому что то, о чем я говорю, – это внутренний фэншуй. А то, о чем ты говоришь, – это внешний фэншуй.

В. З.: Мне интересен взгляд цигун на возможность объективации дисбаланса элемента. Как он проявляется в конечном счете? Например, внешние элементы будут тоже в дисбалансе, и человека все время будет затапливать…

Е. Т.: У нас есть принцип: три Юаня внутренних (или три малых Юаня) тождественны трем большим Юаням. Или, если следовать западной традиции, микрокосмос тождественен макрокосмосу. Что внизу, то и наверху, а что наверху, то и внизу. Эту связь отрицать было бы глупо. Если смотреть на Воду как на жидкость, в ней есть свечение, энергия. Хотя корректней здесь говорить о принципах, ведь время – это тоже Вода, и возникает риск все упростить до «колокольчиков», до зеркал. Даже науку фэншуй можно легко угробить таким упрощением. То же самое с цигун –
даже то, что мы так просто привязали страх к почкам и так все это расписали, – это уже достаточно рискованный подход, упрощенческий. Но, что самое интересное, это работает! И кое-что благодаря такому подходу можно понять.

В. З.: Интересен взгляд буддизма на все, связанное со стихией Воды. Считается, что на уровне мешающих эмоций, на уровне непросветленного сознания, что Вода – это гнев. И если человек как-то с этим связан, то перерождается в неприятных состояниях сознания, если говорить на обычном языке – в мирах-адах. Но некоторым людям не обязательно в них перерождаться – они в них живут постоянно, воспринимают весь мир, как войну, как угрозу. Как-то был в Малайзии, мы ждали такси минут 10, чтобы ехать из ресторана в гостиницу, и я говорю парню, который со мной возвращался: «Слушай, а что мы так долго ждем это такси? Давай поймаем». А парень из Бразилии говорит: «А как мы его поймаем? Это небезопасно. Вдруг он нас куда-нибудь завезет?». Я отвечаю: «Кому это небезопасно? Нас двое, а он один». Он так на меня посмотрел! Вот это и есть недоверие пространству. Понятно, что не нужно делать глупостей, когда девушка одна едет с непонятными товарищами… Но когда два здоровых мужика едут с одним таксистом, для кого проблема? А как цигун
смотрит на связь стихий и эмоций? Напрямую. Правильно?

Е. Т.: Да, это же одно и то же. Здесь, в груди, есть некая эмоция… Что такое эмоция? Есть Ци, или то, что называется чувствительностью, то, что в груди живет. Наши предки это место чувствилищем называли. Ци в среднем Дан-тяне – это некоторая сила, можно сказать, бензин, на котором мы живем. Или чувствительность – это некая сила, которая и проявляется.

Ведь эмоция – это волнение, реакция, причем, источник ее может быть и внутри, и снаружи. И она не может иметь особого значения, потому что эмоцию можно сымитировать – это волны или рябь на поверхности. А глубина водоема – это и есть сила, или чувствительность.

Поэтому эмоции нужно держать в четких границах. Когда на самурая, например, смотрят, у него на лице нет никаких эмоций, у него все уравновешено. Но в нем очень большая сила, у него много Ци, высокая чувствительность, иначе он бы не мог реагировать моментально, так как мгновенная реакция – это не ума дело. И вся сила, все искусство боя, все эти вещи, которые в кино показывают, делаются за счет чувствительности, Ци. И к эмоциям она не имеет отношения.

Продолжение следует…
Читать вторую часть статьи ЗДЕСЬ

Понравилась статья? Подпишись на рассылку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *